Слова
«Не хочу, не буду спать»
знакомы, наверное, каждой маме. Скольких
усилий иногда стоит уговорить ребенка
лечь спать. Слезы детей по этому же
поводу хорошо известны и педагогам
дошкольных учреждений.
Сон — это
то, что мы не ценим в детстве и чего нам
так не хвататет во взрослой жизни. Так
пока дети льют крокодиловы слезы из-за
нежеания спать, студенты засыпают на
лекциях, взрослые даже в ущерб своему
здоровью решают бытовые вопсросы,
сокращая время сна. Однаком здоровый
сон необходим каждому человеку независимо
от его возраста.
Он помогает воостановиться, осовбождает
от усталости, дарит творческую активность
и высокий уровень работоспособности.
В натоящее время люди спят меньше,чем
требует организм. Причиной тому срессы,
неврозы, увеличение физических нагрузок,
различные хронические заболевания, а
так же нарушенный режим дня. Но главная
причина кроется в том, что мы просто
недооцениваем важность плохого сна на
и не осознаем степень негативного
влияния плохого сна на физическое и
психическое здоровье. Между тем учеными
доказано, что недостаток
сна приводит к серьезным эмоциональным
нарушениям.
Длительные периоды «недосыпа» негативно
сказываются на качестве жизни: появляются
раздражительность, замкнутость. Потеря
всего лишь четырех часов сна снижает
реакцию на 45%. Ухудшается память, возможно
обострение различных заболеваний. В то
же время нормальный сон — один из
действенных способов профилактики
сердечно-сосудистых заболеваний,
ожирения.
Что
такое сон с научно точки зрения? Сон
— функциональное
состояние мозга и всего организма,
имеющее отличные от бодрствования
специфические особенности деятельности
центральной нервной системы с отключением
сознания от сенсорных воздействий
внешнего мира. Сон
— жизненно необходимое периодически
наступающее состояние, занимающее у
человека примерно около одной трети
жизни. Бодрстование и сон составляют
единый суточный ритм. Нормальным
считается сон достаточно крепкий, дающий
человеку почувствовать ощущение бодрости
и отдыха.
Продолжительность
сна и потребность в нем с возрастом
меняются.
Так продолжительность сна: новорожденного
— 18 — 22 ч., к концу первого
года —
примерно 14 часов., ребенок
4-х лет — 12
ч., 8-10 лет
— 10 ч., 15 —
16 лет — 9 ч.
По
мнению ученых, идеальная продолжительность
сна взрослого человека составляет 7-8
часов в сутки. Как показали результаты
исследований Н. Клейтмана и Ю. Азеринского,
во время сна мозг человека не бездействует,
а демонстрирует различные виды активности,
причем имеющей цикличный характер, а
не хаотичный. За 8 часов сна наблшюдается
в среднем пять циклов продолжительностью
90-100 мин. Каждый цикл состоит из двух
фаз: медленного
и быстрого.
С
точки зрения физиологии именно в фазе
медленного
сна происходит
реабилитация и оздоровления организма
— восстанавливаются клетки, структура
тканей, энергетический баланс. В период
фазы быстрого
или парадоксального
сна человек видит сны. Продолжительность
данной фазы увеличивается от цикла к
циклу, но одновременно с этим уменьшается
глубина сна. Несмотря на то, что быстрый
сон в каждом последующем цикле все
больше и больше приближает порог
бодрствования, разбудить человека,
пребывающего в состоянии парадоксального
сна, значительно сложнее. В период фазы
быстрого сна происходит обработка
информации, полученная мозгом за день,
осуществляется обмен «данными» между
сознанием и подсознанием. Все стадии
сна, включая парадоксальный, наблюдаются
уже с момента рождения ребенка.
В
развитии детей сон играет огромную
роль. Поэтому
организации режима ребенка следует
уделять особое внимание. Во-первых, это
будет оказывать благоприятное воздействие
на его общее самочувствие, а во-вторых,
позволит заложить основу для формирования
в дальнейшем самодисциплины. Так, приучая
дошкольника к дневному сну в домашних
услових, родители помогут ему легче
адаптироваться к распорядку в детском
саду. Полноценный сон детей помогает
снизить у них проявления синдрома
дефицита внимания и гиперактивности.
Неудивительно, что такому режимному
моменту, как сон, в ДОУ уделяется особое
внимание.
Согласно
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных
учреждений», утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ
от 22.07.2010 № 91, общая продолжительность
суточного сна детей
дошкольного возраста
— 12 — 12,5 ч., из которых 2,0-2,5 ч отводится
дневному сну. Для детей от года до
полутора лет дневной сон организуют
дважды в первую и вторую половину дня
общей продолжительностью до 3,5 ч.
Оптимальным является организация
дневного сна на воздухе (веранды). Для
детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют
однократно продолжительностью не менее
3 часов. Перед сном не рекомендуется
проведение подвижных эмоциональных
игр. Детей с трудным засыпаением и чутким
сном рекомендуется укладывать первыми
и поднимать последними. В разновозрастных
группах более старших детей после сна
поднимают раньше. Во время сна детей
присутствие воспитателя (или его
помощника) в спальне обязательно.
Как
показывают исследования, в современном
мире от различных нарушений сна страдают
, к сожалению, и дети, и взрослые. Среди
нарушений выделяют следующие:
инсомния
— нарушения засыпания и продолжительности
сна;
гиперсомния
— чрезмерная продолжительность сна.
Лунатизм,
сомнамбулизм —
хождение во сне
сноговорение
— разговоры во сне;
брукеизм
— скрежетание зубами;
сонные
апоэ —
остановка дыхания;
нарколепсия
— приступы
внезапного засыпания.
Наука,
изучающая природу сна, его нарушения,
методы лечения и профилактики —
сомнология
— достаточно молодая. Но у врачей
сомнологов уже есть профессиональный
праздник — Всемирный
день сна,
который с 2008 года проводится ежегодно
по инициативе Международной ассоциации
медицины сна. Он направлен на пропаганду
пользы правильного и здорового сна,
привлечение общественного внимания к
проблеме сна и ее медицинским,
образовательным и социальным аспектам,
а также на профилактику нарушений сна.
Праздник
отмечается в третью пятницу марта.
Причины учреждения этого
праздника кроются в стремительном росте
во всем мире количества людей, страдающих
различными расстройствами сна.
Всем
полезно помнить,
что на качество сна ребенка влияет его
деятельность перед сном, а также
непосредственно обустройство места
сна. После подвижных игр дошкольник
вряд ли захочет идти спать, а в детской
кроватке, установленногй в шумном месте,
он не сможет успокоиться и быстро
заснуть. Важно помнить о пользе чтения
на ночь, но необходимо качественно
подбирать тематику произведений.
С детьми дошольного возраста
важно провести беседы о том, как важен
сон и не только для человека. Детям будет
интересно узнатьо том, что лошади и
овцы спят стоя или лежа. Кошки спят около
16 часов в сутки. Китоообразные, дельфины
и птицы обладают интересной сопособностью
к одностороннему сну. Они спят «наполовину»:
с одним бодрствующим полушарием. Спящее
и бодрствующее полушария меняются. Эта
способность животных, живущих в море,
объясняется необходимостью поддерживать
дыхание — им требуется всплывать время
от времени, чтобы набрать воздух. Птицам
функция одностороннего сна помогает
обезопасить себя от врагов. Они также
могут спасть стоя и сидя, а некоторые
даже на лету или на плаву (например,
утки). Мигрирующие птицы выработали
интересный механизм, позволяющий им
спать во время длительных перелетов:
каждые 10-15 мин. птица залетает в центр
стаи и лишь слегка машет крыльями. Она
парит в воздушном потоке, который создает
стая. Потом птицы меняются местами.
Жирафы спят на коленях, заворачивая шею
вокруг ног; львы лежат на спине, сложив
передние на груди; крысы укладываются
на бок, а хвост закручивают к голове.
Так же спят и лисы. Летучие мыши засыпают,
только вися вниз головой.
Желаем
Вам и Вашим детям приятных снов.
|